Министерство здравоохранения Республики Башкортостан Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Учалинская центральная районная больница

453701 РБ, г. Учалы, ул. Муртазина 278(34791) 3-65-07, факс: 6-06-47e-mail:uch.cgb@doctorrb.ru

Профилактика травматизма у детей

Памятка "Школа безопасности для родителей"

Школа безопасности для родителей

  • год, 2-3 года
  1. Не кладите маленьких детей в свою постель. Во время сна вы можете не заметить, как прижметесь грудью или телом к ребенку и он может задохнуться. Кормите ребенка только сидя в кресле или на стуле, укладывайте спать только в детской кровати с безопасными бортиками.
  2. Во время кормления следите, чтобы ребенок не упирался носиком в вашу грудь. Попросите вашего педиатра или детскую медсестру проконтролировать положение и правильное прикладывание к груди.
  3. Используйте защитные приспособления и замки на дверцах шкафов и ящиков, чтобы ребенок не открыл их и не повредил себя различными предметами. Сами шкафы, стеллажи и другая неустойчивая мебель должна быть надежно зафиксирована к стенам.
  4. Внимательно следите за тем, что ребенку не были доступны мелкие предметы, которые он может вдохнуть или проглотить. Это могут быть монеты, пуговицы, семена, батарейки (в том силе даже крупные), иглы, детали от игрушек и другое.
  5. Помните, что ребенок не должен иметь доступа к окну. Москитные сетки не защищают детей от выпадения из окон. Окна должны быть закрыты с помощью специальных замков или фиксаторов, чтобы ребенок ни при каких условиях их не смог открыть.
  6. Запелененного ребенка нельзя класть на спинку, потому что в случае срыгивания тугое пеленание может помешать ему повернуть головку.
  7. Ванная комната - территория повышенной опасности для ребенка. Во время купания грудных детей используйте ванночку подходящего размера, не оставляйте ребенка в ванночке одного. Используйте специальные подкладки и сиденья, чтобы голова ребенка всегда во время купания находилась над поверхностью воды. Если вы используете в ванной комнате коврик, убедитесь, чтобы он был нескользящим. Измеряйте температуру воды при каждом купании только с помощью термометра.
  8. Установите во все розетки в доме специальные заглушки, чтобы ребенок не смог вставить в них любые предметы. Уберите провода бытовой техники, чтоб ребенок не мог ими играть и брать в рот.
  9. На кухне установите специальные защитные экраны для варочной панели или газовых горелок, чтобы ребенок не смог достать рукой до горячих элементов. Уберите из зоны доступности для ребенка предметы бытовой химии, косметику и аптечку.
  10. Когда гуляете с ребенком, коляску всегда держать перед собой и не отпускать из рук. При остановке пользуйтесь специальными тормозами, чтобы коляска не покатилась. При пользовании лифтом, в первую очередь закатить коляску в лифт, а затем заходить с ребенком на руках.

 

5-7 лет

1.Безопасность детей на улице.

  • Дети доверчивы, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми. Многие родители стараются оградить ребенка от негативной информации, не рассказывают о страшных последствиях таких вот уличных знакомств. Напрасно, никто не заставляет пускаться в физиологические подробности, но предупредить о том, что может произойти, нужно.
  • Вы хорошо осведомлены, с кем дружит ваш ребенок, с кем находится в приятельских отношениях? Что за дети играют в вашем дворе? А в соседнем? Наведите справки. Познакомьтесь с родителями, пригласите ребят к вам домой. Обязательно запишите все координаты: телефоны, адреса. И оставьте свои данные.
  • Многие родители покупают сотовый телефон ребенку, чтобы тот был на связи, но это может привлечь  криминально озабоченных граждан.
  • Собирая ребенка гулять, не надевайте на него дорогих украшений, которые могут стать причиной нападения на него. Не вешайте ключи от квартиры ему на шею и не закрепляйте их на поясе брюк, сделайте для этой цели специальный кармашек.
  • Если вы отпустили ребенка гулять одного, присматривайте за ним из окна или договоритесь о совместном дежурстве с другими родителями во время прогулки ваших детей.
  • Ребенок не должен выбегать из подъезда, а открыв дверь необходимо осмотреться, нет ли поблизости транспорта, под колесами которого он может оказаться.
  • Отпуская ребенка гулять, предупредите его о наиболее опасных местах во дворе (подвалы, чердаки, стоящие машины). Играя в прятки, не стоит прятаться за стоящей машиной, она может неожиданно поехать.
  • Если ребенок любит кататься на велосипеде или роликовых коньках расскажите, где это можно делать и обязательно напомните основные правила безопасности.
  • Не разрешайте ребенку играть с чужими животными, собаки часто реагируют агрессивно на чужих людей. Ребенок, играющий с животными, должен быть под постоянным вашим присмотром.

 2.Безопаность в местах большого скопления людей.

  • Собираясь в места большого скопления народа, оденьте ребенка в яркую одежду, которую вам будет легче всего заметить. Выходя в местах массового скопления народа, не забудьте взять с собой фотографии ребенка, наиболее полно отражающие его внешность.
  • Входя на площадь, рынок или в магазин, покажите ребенку, где вы с ним встретитесь, если потеряете друг друга. Не назначайте встречу у фонарных столбов или под часами, их может оказаться несколько.
  • Если вы заметили ребенка, не зовите его, постарайтесь не терять его из виду и начните продвигаться к нему.

 3. Безопасность на дорогах.

 При движении по тротуару:

  • придерживайтесь правой стороны тротуара,
  • не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со  стороны проезжей части.

Готовясь перейти дорогу:

  • остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
  • неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При выходе из дома:

  • сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
  • если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.

При ожидании общественного транспорта:

  • стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии и на тротуаре или обочине.

При переходе проезжей части:

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
    не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что

это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;

  • не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых,  не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
  • объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.

При посадке и высадке из общественного транспорта:

  • выходите впереди  ребенка, т.к он может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  • подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
  • побуждайте  ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

При движении автомобиля:

  • акцентируйте внимание детей на необходимость сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
  • не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

4.Пожарная  безопасность

     Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.

     В старшем дошкольном возрасте  ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам». Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают

стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.

     После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.

     Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

  • Напуганный ребенок  прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
  • Ребенок  может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

 Важно, чтобы ребенок понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других.

    Родителям нужно научить своего ребенка тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

  • звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
  • в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
  • не тушить огонь в квартире самостоятельно;
  • выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
  • ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
  • если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации, планы эвакуации.

5. Дети  и  опасность в доме

Общие рекомендации по безопасности дома для ребенка:

  • Аптечка – где бы она ни находилась в шкафчике на кухне, в шкафчике в ванной – должна быть спрятана под замок или туда, где ребенку не достать.
  • Если на межкомнатных дверях стоят замки с поворотным механизмом, то следите, чтобы ребенок случайно не запер себя в комнате.
  • Если в доме есть стеклянные журнальные столики, стеклянные двери или дверцы, малыш их может случайно разбить и порезаться об осколки. Чтобы этого не случилось, обклейте  все стеклянные поверхности защитной прозрачной пленкой.

  Окна и балконы – опасность номер один:

  • Будьте особенно внимательны, чтобы ребенок  не  залезал   на подоконники и не выходил сам на балкон.  Возле окон и на балконе не

     должно быть ничего, на что можно забраться и встать на подоконник.

  • Много трагических случаев из-за выпадения детей, облокотившихся на москитную сетку.
  • Есть специальные детские ручки на окна и блокираторы открывания окон

 и балконных дверей детьми.

Как обезопасить пространство на кухне

  • Все моющие, чистящие средства и другие химикаты храните в недоступном для ребенка месте – под замком или на верхних полках. Неудобно, но зато ребенок не отравится химией.
  • Чтобы ребенок не смог крутить регуляторы пламени на плите или и включать конфорки, воспользуйтесь специальным блоком для плиты.
  • Не оставляйте горячие кастрюли и сковородки возле края плиты или хотя бы отворачивайте рукоятки к стене, чтобы ребенок не перевернул кипяток на себя.
  • Электрические чайники, миксеры и другую опасную технику можно обезопасить, пряча шнуры сразу после пользования ими.
  • Выключать бытовую технику из сети, если вы ей не пользуетесь. 
  • Не оставлять мясорубку, комбайнеры и тому подобные устройства во включенном состоянии.

 

12-17 лет

 

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.

Что посоветовать в этом возрасте?

• Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет1, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах);

• Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате. Часы работы в Интернет могут быть легко настроены при помощи средств Родительского контроля.

• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернет.

• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

• Расскажите детям о порнографии в Интернет.

• Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

• Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

• Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

• Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что по закону дети не могут играть в эти игры. Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения.

  • «Помни про правило трусиков»

«Уже с 1,5–2 лет важно объяснять ребёнку, что всё, что находится под нижним бельем, нельзя показывать и давать трогать никому и никогда, кроме ситуаций, когда мама выполняет гигиенические процедуры. Можно внести в этот список ещё няню или бабушку, которые ухаживают за ребёнком».

  • «Не говори с чужими взрослыми»

«Зоны головного мозга, отвечающие за критику и анализ, ещё недоразвиты, а вот эмоциональное состояние, наоборот, слишком обострено, настроение часто снижено. Под личиной доброго понимающего взрослого в противовес родителям с ребёнком может сблизиться человек, задумавший плохое».

 

При этом важно заметить, что речь именно о случайных людях, которые пытаются найти себе друга не по возрасту или просят помощи. Ребёнок спокойно может разговаривать с кассиром в магазине, экскурсоводом на выставке и другими специалистами при исполнении, когда того требует ситуация.

 

 

  • «Говори взрослым нет, если это нужно»

«Важно объяснить ребёнку, что, перед тем как выполнить просьбу постороннего человека, нужно обсудить её с родителями. Даже если она кажется совсем безобидной. Даже если взрослый говорит, что родители не против или обрадуются этому. Также следует обговорить, какие просьбы нельзя выполнять ни при каких обстоятельствах. Необходимо донести, что бывают ситуации, когда ребенку можно и нужно сказать взрослому нет».

  • «Не ешь и не пей ничего из рук чужих людей и детей без спроса»

Ребёнок должен принимать любую еду и напитки от знакомых или незнакомых людей только с разрешения родителей. Туда могут подсыпать яд, наркотики или снотворное, а после совершить какое-либо ещё преступление. Также еда может быть несвежей или аллергенной для ребёнка, который может не знать или забыть о своих особенностях.

  • «Оставайся там, где потерялся»

Потерявшийся ребёнок инстинктивно начинает искать маму. Такая стратегия обычно приводит к тому, что взрослые дольше не могут его найти, в том числе из-за того, что он может идти в противоположную сторону. Посоветуйте ребёнку оставаться на месте или обращаться за помощью к людям, которые работают рядом (продавцы, охранники).

  • «Помни, что человек может быть хорошим, а его поступок — нет»

Расскажите о том, что друзья и знакомые взрослые иногда тоже могут совершать плохие поступки. Так бывает со всеми людьми. Если тот, кого ребёнок любит и уважает, предлагает сделать что-то плохое, он может и должен отказаться. Например, друг может предложить перейти дорогу на красный свет или покурить, а бабушка может угостить шоколадом, на который есть аллергия. Другой человек может делать что угодно, но, как поступать ребёнку, должен решать он сам.

  • «Не туши огонь самостоятельно»

Часто несмышлёные дошкольники или очень смелые школьники полагают, что могут справиться с огнём. Но это не так.

«Закрепите в сознании ребёнка мысль о том, что его жизнь — самое ценное на этом свете! Поэтому в случае возгорания нужно сразу же выбежать на улицу на расстояние около 30–50 м от дома (это может спасти в случае взрыва). Только после этого можно просить помощи у взрослых или вызывать пожарных. Спасать вещи, документы или технику ребёнку не нужно».

  • «Не пей и не нюхай химические средства и лекарства»

Очень важно не только объяснить это ребёнку, но и позаботиться о том, чтобы аптечка и бытовая химия были вне зоны доступа. Также важно проговорить, что ему нельзя самостоятельно принимать лекарства, если он плохо себя чувствует. Исключение — рецептурные препараты при хронических заболеваниях (допустим, инсулин при диабете).

  • «Не соглашайся на быстрые и простые заработки»

Важно объяснить ребёнку, что, если в мессенджерах ему предложат быстро и легко заработать деньги, он не должен спешить соглашаться. Скорее всего, это будет что-то незаконное. Например, детей часто просят делать закладки (распространять наркотики), причём иногда не напрямую, а обманным путём.

  • «Никому не посылай свои фотографии, за которые может быть стыдно»

Родителям нужно тактично поговорить с подростком о пересылке интимных фотографий. Рекомендуется сказать следующее:

«Никогда не посылай свои обнажённые фотографии, даже если об этом тебя просит твой ближайший друг или подруга. Если с такой просьбой к тебе обращается человек, с которым ты не знаком лично, а общался только в интернете, тем более не делай этого. Если он первым прислал тебе подобные фотографии и убеждает тебя, что это проявление особого доверия и близости, не ведись на подобные уговоры, не считай себя обязанным ответить ему тем же. Отношения проверяются совсем другими вещами.

 

Ваши взаимоотношения могут по какой-то причине нарушиться, и нет никаких гарантий того, что в этом случае твой знакомый будет соблюдать свои обещания никому такие фотографии не показывать. Есть шанс, что твои интимные снимки могут попасть к твоим друзьям, одноклассникам, родственникам или учителям. Фотографии, однажды попавшие в сеть, невозможно уничтожить, даже если ты удалил их со своего смартфона. Если же это все же с тобой произошло, не оставайся «один на один» с этой проблемой, поделись с родителями, близкими друзьями. Они обязательно помогут тебе с ней справиться».

  • «Не скрывай от родителей трудности и переживания»

Сталкиваясь со сложными переживаниями и трудностями, при нарушенном контакте с родителями они могут обращаться за помощью к онлайн-ресурсам, где есть риск столкновения со злоумышленниками либо опасными способами решения проблем (самоповреждение, самоубийство).

«Важно объяснить подростку, что вы всегда будете на его стороне, всегда готовы выслушать и оказать помощь. Он должен понимать, что делиться своими переживаниями — это не стыдно, а допускать ошибки — нормально. Если подросток обратился к вам, необходимо избегать критики и осуждения, говорить о его чувствах, предлагать варианты решения проблемы и обязательно учитывать его мнение».

  • Садясь за руль мопеда или скутера, юные участники дорожного движения порой не задумываются о своей безопасности. Не думают о ней и их родители, которые не принимают во внимание возраст детей и необходимость наличия водительского удостоверения, а также навыков управления транспортным средством. Использование шлемов при езде на мопедах родители тоже упускают из виду. Но стоит помнить, что, попав даже в незначительное ДТП, ребенок может получить серьезные травмы, а то и вовсе поплатиться жизнью. Наибольшее число аварий с водителями мотоциклов происходит с мая по сентябрь, в предвыходные и выходные дни недели.

Помните, что решающим условием благополучных поездок на мотоцикле, мопеде, скутере является строгое соблюдение Правил дорожного движения.

У подростков появляются новые увлечения, последствия которых могут быть самыми трагичными и необратимыми. Скутеры и мопеды, мотоциклы в последнее время стали очень популярны, и их количество на дорогах увеличивается с каждым годом.

 

       Госавтоинспекция напоминает, что за управление несовершеннолетним водителем (по достижению им возраста 16 лет) мопедом, скутером мотоциклом, автомобилем, не имея права управления, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей, в соответствии с ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, при этом транспортное средство задерживается на специализированную стоянку. Если же несовершеннолетний - младше 16 лет, то ответственность за него несут законные представители (родители или опекуны), которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ, при этом транспортное средство в этом случае также задерживается и помещается на специализированную стоянку, а к самому несовершеннолетнему принимаются меры воздействия.